воскресенье, 13 июня 2010 г.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС ( Для шипящих звуков Ш Ж Ч Щ )

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, и нижней челюсти. наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Упражнения “Наказать непослушный язык”,”Сделать язык широким” и “Кто дальше загонит мяч” повторять из первого комплекса.
Упражнение “Вкусное варенье”
Цель упражнения. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх, как бы слизывая сладкие усики из варенья с верхней губы.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Упражнение “Чашечка”
Цель упражнения. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звука Ш.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и поднять язык наверх с загнутыми наверх боковыми и передним краями, как при произнесении звука Ш. Удерживать несколько секунд.
Упражнение “Фокус”
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Нижняя челюсть неподвижна, боковые края языка прижаты к верхней губе.
Упражнение “‘Присоси конфетку”
Цель упражнения. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Выполнение упражнения. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, рот открыт на 1,5-2см. Если нижняя челюсть двигается, можно поставить шпатель или чайную ложечку сбоку между коренными зубами, или пальчик ребенка. Выполнять упражнение медленно, и только постепенно можно убыстрять темп.
Упражнение “Грибок”
Цель упражнения. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении под счет от 3 до 10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий