четверг, 17 июня 2010 г.

ШЕСТОЙ КОМПЛЕКС (Для дифференциации звуков Л-Р)

Упражнение “Завести мотор у самолета”
Цель упражнения. Уточнение артикуляции и произнесения звука Р.Язык находится за верхними зубами и там вибрирует.
Выполнение упражнения. Предложить ребенку длительно произносить звук Р, подражая звуку мотора у самолета. Широкий кончик языка поднят к небу и дрожит. Если сразу не получается звук Р, то надо сначала набрать полную грудь воздуха и на сильном выдохе произнести: Тррррр..
Широкий кончик языка поднят к небу и дрожит.

Упражнение “Пароход гудит”
Цель упражнения. Уточнить артикуляцию и произнесение звука Л. .Язык поднят за верхние зубы и прижат там к небу. и не двигается.

Упражнение “Угадай, какой звук?”
Цель упражнения. Научить ребенка различать звуки Л и Р при их сопоставлении.
Выполнение упражнения. Поочередно, не спеша произносите звуки Л и Р.Ребенок соответственно должен показывать то на картинку, изображающую пароход, если слышится звук Л, то на картинку изображающую самолет, если слышит звук Р. Потом вы показываете то картинку с пароходом, то на картинку с самолетом. А ребенок соответственно называет или звук Л, или звук Р.

Упражнение “Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори”
Цель упражнения. Научить ребенка различать и правильно произносить звуки Л и Р в слогах.
Выполнение упражнения. Предложите ребенку повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая определенную последовательность: ла-ра, ло-ро, лу-ру, лы-ры. При повторении упражнения взрослый должен располагать слоги в ином порядке: ра-ла, ла-ра, ро-ло, ло-ро т.д. Произносить звуки надо громко. При следующих повторениях упражнения взрослый прикрывает листком бумаги свой рот, чтобы ребенок не видел его артикуляции, а повторял по слуху.

Упражнение “Если звук угадал, верно слово ты назвал”
Цель упражнения. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл слова.
Выполнение упражнения. Предложите ребенку правильно повторять за взрослым по два слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков Л и Р, меняется смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение, и указать, в каком слове звук Л, а в каком звук Р: юла-Юра, малина-Марина, булки-бурки, лак-рак и др.

Упражнение “На картинку посмотри, ее верно назови”
Цель упражнения. Научить ребенка не смешивать звуки Л и Р, когда они встречаются в одном слове.
Выполнение упражнения. Ребенок должен правильно повторять за взрослым слова. Лучше, если взрослый подберет картинки с такими предметами, в названии которых одновременно встречаются звуки Л и Р. Ребенок должен их правильно называть: журнал, рыболов, крыло, проволока, орел, рояль, балерина, милиционер, тарелка, Валера и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий