четверг, 17 июня 2010 г.

ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС (Для дифференциации свистящих и шипящих звуков)

Упражнение “Качели” Цель упражнения. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков: ( С-Ш, З-Ж ).

Упражнение “Насос” Цель упражнения. Уточнить артикуляцию и произнесение звука С.Язык находится за нижними зубами. Выполнение упражнения. Предложить ребенку длительно произносить звук С так, как воздух свистит, когда выходит из насоса. При произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Упражнение “Шар лопнул” Цель упражнения. Уточнить артикуляцию и произнесение звука Ш. Язык находится за верхними зубами. Выполнение упражнения. Предложить ребенку длительно произнести звук Ш так, как воздух выходит из проколотой шины. При произнесении звука Ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

Упражнение “Угадай что это?” Ц ель упражнения. Научить ребенка различать звуки С и Ш при их сопоставлении. Выполнение упражнения. Поочередно, не спеша, нужно произносить звуки С и Ш, а ребенок должен соответственно звуку показывать то на картинку, изображающую велосипедный насос, если он слышит звук С, то на картинку, изображающую проколотую шину, если он слышит звук Ш.Потом вы показываете то картинку с насосом, то на картинку с шиной, а ребенок соответственно называет или звук С, или звук Ш.

Упражнение “Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори” Цель упражнения. Научить ребенка различать и правильно произносить звуки С и Ш в слогах. Выполнение упражнения. Предложите ребенку повторять за вами попарно слоги, соблюдая определенную последовательность: СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ, СЫ-ШИ. Потом повторить в обратном порядке: ША-СА, ШО-СО, ШУ-СУ, ШИ-СЫ и т.д. Произносить звуки надо громко, четко. При следующем повторении упражнений взрослый прикрывает листком бумаги свой рот, чтобы ребенок не видел артикуляцию этих звуков, а воспринимал их только на слух.

Упражнение “Если звук угадал, верно слово назвал” Цель упражнения. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться смысл слова. Выполнение упражнения. Предложите ребенку правильно повторять за взрослым два слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков С и Ш меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение. Объяснить, кто такой мишка и что такое миска и указать в каком слове звук С, а в каком Ш: кашка-каска, мишка-миска, крыша-крыса и др.

Упражнение “На картинку посмотри, ее верно назови” Цель упражнения. Научить ребенка не смешивать звуки С и Ш, когда они встречаются в одном слове. Выполнение упражнения. Подберите картинки в названии которых одновременно встречаются звуки С и Ш, и попросите ребенка правильно назвать их: Саша, шоссе, сушки, старушка, солнышко, стеклышко, машинист, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослыми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий