воскресенье, 6 июня 2010 г.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Должна предупредить, что я заново не изобретала велосипед, и эта артикуляционная гимнастика, и последующие за ним комплексы упражнений для постановки звуков были описаны давно, в разных книгах могут по-разному называться. Логопеды использовали их и в прошлом веке, будут использовать и в будущем, ведь это только техника развивается быстро, а развитие ребенка и развитие его речи по-прежнему требует долгой и кропотливой работы. Дети, балуясь, иногда сами выполняют подобные движения, подражая друг другу, вовсе не зная их названий.

Статические подготовительные упражнения.


1.”Лопаточка” Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
Держать 10-15 секунд.
2.”Чашечка” Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, загнуть края языка вверх, образуя емкость.
Держать 10-15 секунд.
3.”Иголочка” Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Держать 10-15с.
4.”Горка” Рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Держать 10-15 с.
5.”Трубочка” Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8-10 раз.

Динамические подготовительные упражнения.

1.”Часики” Высунуть узкий язык.’ Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из одного угла рта в другой в медленном темпе 15-20 раз
2.”Лошадка” Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз. Цок-цок-цок.
3.”Грибок” Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. Проделать 15 раз.
4.”Качели” Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводить под счет 10-15 раз.
5.”Вкусное варенье” Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, предварительно намазанную вареньем, и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
6.”Змейка” Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Повторить 15 раз.
7.”Маляр” Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Проделать 10 раз, меняя направление.
8.”Катушка” Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Широкий язык выкатывать вперед и убирать в глубь рта. В отличие от упражнения” Горка”, язык в форме валика перемещается вперед-назад. Проделать 15 раз.
При подготовке к постановке каждого очередного звука нужно выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые необходимы, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будем ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий