воскресенье, 13 июня 2010 г.

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ у детей.

ДОРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД

С криком новорождённого начинается развитие разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляторного.

К началу 3-го месяца жизни появляется гуление и лепет. Лепет занимает значительное место в поведении ребёнка первого года жизни: здоровый ребёнок поёт и щебечет чуть ли не часами. Повторяя одни и те же сочетания многократно, ребёнок начинает повторять их, уже руководствуясь слухом: ребёнок повторяет за взрослыми те сочетания звуков, которые он сам уже произносил.

Сначала повторение происходит путём рефлекторного самоподражания, а месяцев с пяти путём эхолалического повторения за окружающими людьми. В это же время у ребёнка наблюдается внимание к артикуляции говорящих.

У плохо слышащего ребёнка развитие лепета останавливается на нескольких начальных звуках, а с 5 – 7 месяцев начинает постепенно исчезать, и ребёнок замолкает.

В возрасте 7-9 месяцев ребёнок пытается подражать взрослым и произносить такие звукосочетания, которые он сам до того не употреблял.

Около года стремление подражать становится более настойчивым.

Поэтому очень важно значение правильного речевого окружения, чтобы ребёнок слышал правильную речь, обращённую к нему, связанную с его потребностями и его всё расширяющимися возможностями.

Это особенно важно в двуязычных семьях. Если с ребёнком говорить сразу на двух языках, он ни одного не усвоит. Сначала, и до школьного или преддошкольного возраста говорите с ребёнком на том языке, на котором ему придётся учиться в школе. Иначе: “за двумя зайцами – ни одного . . .” И в школе будет очень трудно.

РЕЧЕВОЙ ПЕРИОД

В конце первого года жизни ребёнка начинается формирование словаря.

Сначала это звукоподражание: а -а – зовёт мать, у-у – просит машину, ам – ам – собачку .

Основным носителем смысла речи в это время является не слово, а интонация и ритм в сопровождении того или иного звука.

До года ребёнок овладевает механизмами произношения большинства звуков речи: гортанных во время гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания (п,б,м), затем щелевых согласных (ф – в, с – з) и других звуков. Самые сложные по артикуляции звуки – шипящие, р и л появляются самыми последними.

У многих детей к концу первого года жизни появляется даже раскатистый звук р.

Но, во время формирования словаря звуки как бы вновь рождаются. Ребёнок, произносивший до года почти все речевые звуки, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки.

При формировании словаря наблюдается неустойчивость произношения ребёнком большинства звуков.

Один и тот же ребёнок в одном слове произносит звук правильно, в другом его пропускает, а в третьем заменяет его другим звуком. Замещения оказываются нестойкими, многообразными, зависящими от влияния окружающих звуков: тол (стол), шани (сани), питьмо (письмо), пуфти (пусти) – и от степени усвоенности слоговой структуры произносимого слова.

К 5 – 6 годам ребёнок уже овладевает различной сложностью слоговой структуры слов, звукопроизношением, но у некоторых дошкольников отмечаются более или менее стойкие и единообразные замены тех или иных трудных звуков или искажения их произношения.

Упрощение слоговой структуры слов происходит путём сокращения количества слогов: столбы – бы, пуговица – пу, упрощения строения отдельных слогов: пусти – пути, хлеб – хеб, шапка – шапа, и путём уподобления: грибы – бабы, собака – бабака, помоги – мамоги и т. д.

Развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.

К году – несколько слов, к двум годам – 200 – 300 слов, к трём годам – 1500 – 2000 слов.

Рост как словаря, так и грамматического строя речи зависит от условий жизни и воспитания ребёнка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание.

Первые слова – существительные, глаголы появляются почти одновременно с существительными; наречия – несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные появляются очень поздно, числительные – поздно и усваиваются во всём объёме очень длительно (с развитием счёта).

Служебные слова появляются в речи ребёнка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий