среда, 27 октября 2010 г.

ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Основная задача: научить детей строить 2х - 3х - словные предложения; произносить ударный слог; расширить понимание чужой речи.
Характерная черта этого периода – отсутствие детских слов, обозначающих действие. Чем больше будет аморфных слов, обозначающих действия: “би-би” (едет), “гуля” (гуляет), “ди” (иди) и т.д., тем выше уровень речевого развития ребёнка.
При недоразвитии речи ребёнок долгое время объединяет слова в предложения без грамматической связи. Объём предложения может расшириться до 3-4 слов, но оно остаётся при этом полностью неправильно оформленным: ”Маак тити он ви” (мальчик цветы он рвёт), чего никогда не бывает при нормальном развитии речи, даже на самых ранних этапах её становления.
Дети с недоразвитием речи с трудом усваивают слоговую структуру слов. Поэтому необходимо приблизить звуковой вид слов, произносимых ребёнком, к даваемому образцу, но не за счёт правильного произношения звуков, а за счёт правильного интонационного распределения ударных и безударных слогов, и в первую очередь за счёт усвоения ребёнком места ударения в слове.
В словах должно сохраняться количество слогов по количеству гласных звуков, согласные же звуки дети могут замещать, искажать, смешивать между собой, упрощать. На данном уровне развития речи не рекомендуется исправлять звукопроизношение.
На данном этапе работы желательно, чтобы дети произносили все гласные, кроме Ы . Желательно (но не обязательно), чтобы согласные М, П (Б), Н, Т (Д) не замещались другими согласными, например звуком К. Все согласные звуки могут оставаться не дифференцированными на мягкие и твёрдые, звонкие и глухие. Свистящие и шипящие звуки могут замещаться мягким С. Звук Й можно вызвать по подражанию: ой, ай, эй.
Если звуковые нарушения речи сложные и ребёнок совершенно не овладевает хотя бы приближенными артикуляциями звуков, тогда коррекционную работу надо строить на базе интонационно-ритмического воспроизведения слов. Только после того, как дети овладеют короткой фразовой речью с некоторым запасом необходимых слов, в которых сохраняется интонационно-мелодический рисунок, начинается работа по коррекции звукопроизношения. С трёхлетними детьми эту работу целесообразнее начинать на материале “лепетных слов”.
Обязательно опережающее развитие смысловой стороны речи. В экспрессивную (его) речь переводится только то, что ребёнку понятно и имеется в его импрессивной (понимаемой им чужой) речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий