вторник, 14 сентября 2010 г.

СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ


С неговорящими детьми, плохо понимающими обращённую к ним речь (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте), развитие речи надо начинать с “проговаривания ситуации”.
1.     Взрослый, используя ситуативные моменты режима, игры, прогулки и т.д., называет предметы, которые берёт ребёнок, называет действия, которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок ( холодно, тепло, вкусно и т.д.).
2.     Надо говорить короткие предложения из 2-4 слов, делая паузы, повторяя 2-3 раза, делая ударения, задавать вопросы, обращённые к ребёнку, создавая у него потребность общаться со взрослым с помощью тех речевых средств, которые имеются в его активном словаре: восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, отдельных звуков, неполных слов - попыток повторить за взрослым.
3.     После того, как ребёнок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал и т.д.), можно попросить его принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребёнок не понимает то, о чём его просят, надо самим взять этот предмет и ещё раз его назвать, а затем назвать совершающееся этим предметом действие. Для этого могут быть использованы игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т.д.
4.     Например: собирая ребёнка на прогулку, взрослый говорит: ”Сейчас мы пойдём гулять. (вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложены на стуле). –Куда мы пойдём? –Найди, где  лежит твоя шапка. Нашёл. Вот она шапка. Принеси сюда шапку. Принёс.  Давай наденем шапку на голову. Вот так. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. (можно назвать цвет шапки). А где ленточки у шапки? Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленты, чтобы шапка не упала с головки, чтобы ушки были закрыты. Вот так. Смотри, как тепло. Тебе тепло? Да?”  И т.д., каждый предмет одежды нужно обговаривать и при одевании и при раздевании, одни и те же слова употребляя в разных грамматических формах.  И на прогулке надо называть все встречающиеся на пути предметы и тоже обговаривать их. Что это? Какой? Зачем? и т.д. Это ознакомление с окружающим, расширение словаря и развитие речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий