среда, 3 ноября 2010 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ СЛОВ

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиться от них воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трёхсложных слов (звуковой состав слова ребёнок может воспроизводить приближенно). Важным достижением в развитии речи будет умение объединять два слова в одном предложении, например: “Петя, пусти” или “Дай шарик”.
УДАРЕНИЕ. Слова делятся на части (слоги). Вместе с детьми на каждый слог делаем хлопо’к, и, чтобы выделить ударный слог, делаем сильнее хлопо’к и громче и продолжительнее произносим ударный слог . Можно отстукивать слоги ладонью по столу, и тоже на ударный слог стукнуть посильнее ладонью. Так дети быстрее запоминают, так как используются и зрительный, и слуховой, и тактильный анализаторы.
Научить детей называть знакомые лица, предметы или предметные картинки, выделяя ударный слог.
1. Имена близких из двух слогов:
а) одинаковых: ма’ма, па’па, ба’ба, Та’та, Ля’ля, дя’дя, ня’ня;
б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Во’ва, Ни’на, Ва’ля, На’та, То’ля, О’ля, Ко’ля, Та’ня, Ми’тя, Ле’на, По’ля. Га’ля, То’ма, Ка’тя.
2. Односложные слова:
Ма’к, су’п, гу’сь, ко’т, лу’к, до’м, ко’м, со’к, ло’б, но’с, са’д, по’л, мя’ч, сту’л, хле’б, та’з, ро’т, ле’с.
3. Двухсложные слова:
а) с ударением на первом слоге: ва’та, но’ги, ру’ки, ки’са, му’ха, зу’бы, у’хо. Боты, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма, сани;
б) с ударением на втором слоге: пила’, нога’, рука’, вода’, лиса’, коза’, лицо’, яйцо’.
4. Трёхcложные слова:
а) с ударением на первом слоге: я’года, ку’бики, де’рево;
б) с ударением на втором (среднем) слоге: маши’на, мали’на, соба’ка, лопа’та, воро’на, коро’ва, пана’ма;
в) с ударением на последнем слоге: молоко’, молото’к, самолё’т, голова’, сапоги’.
Научить детей “наращивать” одинаковые слоги к концу слов и удерживать слоговую структуру.
му-ка’, ру-ка’, по-ка’, щу’-ка, ба’б-ка, ду’д-ка, ко’ш-ка, мы’ш-ка, шу’б-ка, ю’б-ка, ша’п-ка, бу’л-ка, га’й-ка, но’ж—ка, ло’ж-ка, ве’т-ка, ла’п-ка, за’й-ка, ле’й-ка, га’л-ка, па’л-ка, ви’л-ка, су’м-ка, ба’н-ка, пу’ш-ка, ре’ч-ка, па’п-ка, тё’р-ка, у’т-ка, щё’т-ка, мо’й-ка, кле’т-ка, пти’ч-ка, вну’ч-ка, кни’ж-ка, ска’з-ка, двер-ка.
Научить детей отдавать команды (куклам, игрушкам, другу), глаголами единственного числа повелительного наклонения.
Иди, сиди, ходи, веди, гуди, буди, кати, уйди, спи, пусти, лепи, руби, ищи, неси, лежи, пиши, пляши, туши, лови, зови, звони, пили, коли, беги, дай, мой, стой, пой, лей, пей, бей, ешь, встань – сядь, прыгай, катай, снимай, одевай, вставай, открой – закрой, убирай, помоги.
Ребёнок должен ясно произносить конечный звук и, а затем дифтонги ей, ой, ай. В трёхсложных словах вначале может опускаться один слог, стечения согласных могут опускаться во всех словах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий